ПроРБ
Статьи
Новости ФПРБ
Авторизация

В моём портфеле «октябрьское» настроение - план революции в физкультурно-спортивной отрасли

Чем бы ни закончился сегодняшний день, четверг, 6 сентября 2018 года, для меня он начался с бессонной ночи и, лично мне, он точно запомниться навсегда. Всё потому, что я искренне верю в то, что усилия мои и моих единомышленников, которым уже годы и цена — тонны нервных клеток, сегодня, наконец, смогут дать первые ощутимые результаты. Предчувствую славный бой! Злость и правда на нашей стороне.

Дальше - сухо, по деловому, для истории.

 

Записка
к заседанию рабочей группы Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации
по социальной политике и повышению качества социальных услуг
(Москва, 6 сентября 2018, 16:00)

По итогам обсуждения проекта Федерального проекта «Спорт – норма жизни», нацеленного на выполнение положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», предусматривающих увеличение до 55% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, представленного ранее на рассмотрение Экспертного совета при Правительстве РФ, экспертами перед авторами проекта были поставлены ряд вопросов, относительно реализуемости достижения целевых показателей проекта.

В результате, с представителями Министерства спорта РФ состоялся краткий обмен мнениями, в ходе которого была дана положительная оценка перспективы дальнейшего обсуждения проекта с внешними экспертами отрасли, имеющими «свежий», не бюрократический взгляд на проект, в том числе, в части сбалансированности показателей и реализуемости запланированных мероприятий. Отмечена целесообразность живого и конструктивного диалога с заинтересованными сторонами проекта, с учетом потенциальных выгод. Заявлена потребность в новых идеях и «проявлении креатива» для решения задач, поставленных в Указе 204. Высказана мысль о том, что обсуждаемый проект должен спровоцировать изменения в системе управления всей отраслью и поднять для обсуждения «животрепещущие» темы.

Перспективу совместной работы ведомства и внешних экспертов можно назвать окном возможностей для всей сферы физической культуры и спорта, а готовность ведомства прислушаться к мнению экспертов очень своевременной, поскольку, без самых серьезных изменений в организации работы отрасли достижение целей, установленных Указом Президента РФ № 204, невозможно.

Работающим в отрасли, давно известна проблема отсутствия полного контроля регулятора над всей сферой физической культуры и спорта, решение которой явилось бы основной зоной роста для достижения целевых показателей проекта «Спорт – норма жизни», отражающих выполнение задачи увеличения доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

На данный момент лишь часть организаций, главная цель которых развитие видов спорта и спортивных дисциплин, являются субъектами отраслевого регулирования и пользуются поддержкой государства. При этом, значительное число организаций, в том числе, имеющие общероссийский статус, занимающихся развитием «не признанных в установленном порядке видов спорта», а также направлений, которые, в соответствии с действующим законодательством, можно отнести к физической культуре, «вынесены за скобки» - не учтены, бесконтрольны и, соответственно, бесправны.

Эта ситуация, в свою очередь, не способствует установлению государственных стандартов, действующих в области физической культуры и спорта в этих организациях, в том числе, предъявляемых к кадрам, массово провоцирует неформальную занятость в отрасли, со всеми, вытекающими отсюда, последствиями, включая социальную незащищенность работников.

Действующая система препятствует полноценному объединению усилий государства и общества по улучшению качества жизни через массовое повышение уровня «спортивности» населения, реализации права россиян на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, разъединяет физкультурно-спортивное движение, позволяя выстраивать отношения между организациями на основе недобросовестной конкуренции. Повсеместно имеют место многочисленные факты прямого вмешательства «привилегированных» общественных организаций в дела других общественных объединений, с целью препятствования их спортивно-массовой работе, что, безусловно, находится в противоречии цели увеличения доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Решение задач проекта «Спорт – норма жизни» без практических шагов по реформированию самой системы управления отраслью на основе равного учета интересов всех субъектов отрасли представляется сомнительным.

Вместе с тем, сегодняшняя взаимная готовность к честному и конструктивному диалогу между внешними экспертами отрасли и министерством должна принести положительные результаты. Регулятор, проявив интерес к вышеуказанной теме, пойдя по пути модернизации системы управления отраслью, сможет наконец «увидеть» ее целиком.

У экспертов есть ряд предложений по совершенствованию Всероссийского реестра видов спорта (ВРВС), по внесению изменений в порядок аккредитации федераций по видам спорта и спортивным дисциплинам, по созданию условий для возрождения на качественно новом уровне института «шефства» с целью адресной поддержки массового спорта и энтузиастов физической культуры на местах.

Таким образом, считаю, и это категорически подчеркиваю, что на реальное решение главной задачи Федерального проекта «Спорт — норма жизни», сформулированной в п.1 проекта, - «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, и подготовка спортивного резерва» - можно выйти только через реформы, которые должны стать результатом проведения взаимных консультаций, при проявлении воли к встречному движению Минспорта и заинтересованных общественных объединений, действующих в сфере физической культуры и спорта. Этот процесс необходимо запускать пока проект «Спорт – норма жизни» находится в процессе доработки. И этот процесс обязательно должен получить отражение в проекте.

В связи с изложенным, прошу содействия в проведении совещания на площадке Экспертного совета при Правительстве РФ на данную тему с участием ответственных представителей Министерства спорта РФ и экспертов.

Список экспертов подготовлю и предоставлю до 31.08.2018г..

Предлагаю следующую повестку:

1. Обсуждение соответствия Федерального проекта «Спорт — норма жизни» задачи «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышения уровня обеспеченности населения объектами спорта ...» при сегодняшнем уровне возможностей реализации права равного доступа к занятиям физическими упражнениями и спортом, в контексте реализуемости достижения целевых показателей проекта.

2. Обсуждение и формализация участия заинтересованных внешних экспертов, представляющих общероссийские общественные организации, действующие в сфере физической культуры и спорта, в разработке порядка государственной аккредитации организаций, действующих в области спорта, в связи с тем, что Планом мероприятий по реализации Федерального проекта "Спорт – норма жизни" (пп. 7.2.1. Приложения № 1 к паспорту федерального проекта) предусмотрено мероприятие: «Подготовка и согласование в установленном порядке предложений по установлению порядка аккредитации организаций, осуществляющих спортивную подготовку».

3. Представление экспертами предложений по совершенствованию Всероссийского реестра видов спорта (ВРВС), по созданию условий для возрождения на качественно новом уровне института «шефства» с целью адресной поддержки массового спорта и энтузиастов физической культуры на местах.

28.08.2018 года

Эпштейн М.М.

 

ПОВЕСТКА (согласованная)
заседания рабочей группы Экспертного совета при Правительстве
по социальной политике и повышению качества социальных услуг

6 сентября 2018, 16:00
Аналитический центр «Форум»

1. О федеральном проекте «Спорт — норма жизни» в контексте Указа Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

2. О разработке порядка государственной аккредитации организаций, осуществляющих спортивную подготовку (п. 7.2.1. Приложения № 1 к паспорту федерального проекта «Спорт — норма жизни»).

3. О предложениях по совершенствованию Всероссийского реестра видов спорта (ВРВС).

 

К п.1 Повестки.

Задача достижения целей, установленных Указом №204, выполнима только при условии полного контроля регулятора над всей отраслью. Между тем, реальность иная.

В условиях, когда сосуществуют, с одной стороны, «официальный спорт», а с другой, в соответствии с укоренившейся формулировкой, «не признанные в РФ виды спорта», что для многих читается как «незаконные», а также организованная деятельность в сфере физической культуры, но ни кем не учтенная, возможности регулятора по контролю за деятельностью организаций, созданных, в качестве негосударственных общественных объединений, развивающих физическую культуру и «не признанные в РФ виды спорта», фактически, отсутствуют. Такая деятельность не охватывается статистическими исследованиями, ее регулятор «не видит» и не контролирует. Но, эти организации объединяют великое множество живых людей. Их необходимо не только посчитать, но и знать подлинные мотивы их энтузиазма, интересы и чаяния.

Важно заметить, что речь идет об энтузиастах физической культуры и спорта, объединившихся в общественные организации, действующие на законном основании в правовом поле РФ, реализующих свои конституционные права. Тем не менее, любой такой энтузиаст, существующий на самообеспечении, при том, в условиях многих ограничений, встречает массу препятствий для своего нормального развития, что, в свою очередь, часто провоцирует его вытеснение в категорию неформально занятых, а значит, социально не защищенных граждан. Это также находится в противоречии достижению целей, содержащихся в Указе №204.

К п.2 Повестки.

Деление общественных организаций на привилегированные и «второсортные» находит повсеместное практическое выражение в действиях различных чиновников на местах, а также дает основания для прямого и деструктивного вмешательства одних общественных объединений, так называемых «аккредитованных» организаций, в дела других общественных объединений, которые по качеству работы и по своей численности им не уступают, а иногда превосходят.

Необходимо совершенствовать порядок государственной аккредитации федераций по видам спорта и спортивным дисциплинам на справедливой конкурсной основе, инициировать заложенный в эту процедуру механизм здоровой и прозрачной конкуренции в отрасли. Государственная аккредитация не должна выглядеть, как недобросовестная госзакупка, нарушать конституционный принцип равенства общественных объединений перед законом, выражающийся в равенстве прав и обязанностей объединений в общественной и экономической деятельности, а также в равенстве общественных объединений в их отношениях с государством и его органами.

Для этого нужно «прописать» поэтапность гос.аккредитации. Узаконить и внедрить институт «кандидатства». Установить договорной (на добровольной и не финансовой основе) порядок отношений Минспорта и всех организаций, развивающих физическую культуру и спорт, в том числе, не получивших государственную аккредитацию, в первую очередь, имеющих официальный общероссийский статус, как наиболее многочисленных, представленных на территориях большей части субъектов Российской Федерации, обладающих развитой структурой управления.

К п.3 Повестки.

Необходимы изменения, дополнения в ВРВС. Предлагается ввести новый, персонализирующий, раздел ВРВС, в котором будут перечисляться конкретные спортивные организации, получившие на конкурсной основе государственную аккредитацию (с реквизитами: дата, номер и срок действия свидетельства), а также организации, развивающие виды спорта, спортивные дисциплины на альтернативной основе (не аккредитованные по тому же виду спорта или спортивной дисциплине), либо развивающие новые виды, по которым претендуют на получение государственной аккредитации. Сюда же включить организации, развивающие виды физической культуры, не предусматривающие соревновательной практики.

Например (для видов спорта и спортивных дисциплин):

N п/п

Наименование организации, аккредитованной по виду спорта/ спортивной дисциплине

Номер свидетельства, дата выдачи, срок действия

Наименование вида спорта

Наименование спортивной дисциплины

Наименование организации, развивающей вид спорта/ спортивную дисциплину

Номер договора, дата, срок действия

 

 

 

 

 

 

 

Принципами включения в ВРВС альтернативных и новых организаций должны быть:

1. Заявительный порядок;

2. Договор организации с Минспортом РФ, в соответствии с которым:

а) организация предоставляет Минспорту минимальный, исходя из «принципа разумной достаточности», пакет документов (например: учредительные документы, справку о развитии вида / дисциплины, правила соревнований; экспертиза Минспорта, при этом, должна быть направлена исключительно на соответствие требованиям безопасности участников, зрителей и общественного порядка);

б) организация ежегодно подает календарный план физкультурно-спортивных мероприятий и соответствующие отчеты;

в) Минспорт вправе осуществлять контроль за исполнением организацией договорных обязательств.

г) Минспорт договором декларирует гарантии обеспечения равенства прав организаций, действующих в отрасли, берет обязательства по недопущению фактов прямого вмешательства «аккредитованных» федераций в дела организации.

Данные изменения несут выгоды всем субъектам отрасли и обществу в целом, делают прозрачной и понятной всю сферу физической культуры и спорта, которая будет развиваться в условиях здоровой конкуренции. Регулятор, не неся дополнительных затрат, получит полную объективную картину происходящего в отрасли и возможность реального управления ею. ВРВС, как документ, приобретет большее значение для всего физкультурно-спортивного движения, станет понятным инструментом для исполнительной власти на местах, открытым для всех заинтересованных лиц источником актуальной информации.

Безусловно, все это потребуют тщательной проработки. Считаю очень важным, чтобы эта работа не осуществлялась «за закрытыми» дверями кабинетов чиновников, а проводилась специально созданной рабочей группой, в которую должны войти, наряду с представителями Минспорта, внешние эксперты и представители общественных организаций, чью деятельность непосредственно будут затрагивать эти изменения.

4. Устная справка об инициативе по созданию ВШО (общероссийской государственно-общественной организации «Всероссийское шефское общество»).

Эпштейн М.М. (Член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации)

  • 06 Сен 2018